Дошкольное
детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение,
т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности,
расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст
характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Несмотря на
заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда
удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что
многие дети большую часть времени находятся в детском саду. В нашем дошкольном
учреждении предоставляется платная дополнительная образовательная услуга
«Лекотека» с использованием сенсорной комнаты, где оказывается существенная
помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья
ребенка. Целью «Лекотеки» является
психолого – педагогическое сопровождение детей 4 – 7 лет для их социализации,
коррекции нарушений и поддержки развития личности. С помощью различного оборудования
создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому
установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая
гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и
умиротворенности. Такую комнату часто называют волшебной: здесь все журчит,
переливается, мерцает. Здесь дети забывают о своих страхах и тревогах,
успокаиваются и как будто попадают в сказку. Причем не в простую, а в
развивающую. Потому что, как считают специалисты, в этих волшебных комнатках
дети не только отдыхают, но и... умнеют.
Работа по развитию и коррекции психоэмоциональных
проблем детей дошкольного возраста в кружке «Лекотека» проводится по следующим
направлениям:
- релаксационные
упражнения,которые снижают тревожное состояние, агрессивность, идет обучение
саморегуляции;
-
использование стимулирующих упражнений, направленных на активизацию и развитие
у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и
пространственного восприятия, развитие у них зрительно-моторной координации;
-
использование упражнений на развитие общения (это имеет огромное значение для
общего психологического развития человека, развитие его самооценки и
становления как личности).
В сенсорной комнате имеются два стола - песочницы с подсветкой, на
психокоррекционных занятиях с
использованием изотерапии они служат инструментом для изучения чувств, для
развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности
в себе. Согласно многочисленным исследованиям
отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным
аналогом речи, в частности, Л.С. Выготский называл детское рисование
графической речью. Психокоррекционные
сказки помогают мягко влиять на
поведение ребенка. Релаксационные упражнения
проводятся на каждом занятии, они способствуют расслаблению мышц тела и
ясности мышления, являются лучшим способом борьбы со стрессом, они помогают
справиться со многими болезнями и сохранить здоровье, остроту и живость ума.
Релаксация позволяет контролировать эмоции. Звуки спокойной музыки не вызывают
неприятных ощущений. Вслушивание в звуки – самое простое упражнение, оно
требует гораздо меньших затрат энергии даже чем дыхание. Много красивых вещей находится рядом с нами:
цветущий куст, таинственные узоры звезд на ночном небе, яркая свеча, волшебные
птицы, красивый водопад. Для ребенка посещение «Лекотеки» и общение в сенсорной
комнате является откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию.
С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у
каждого ребенка. «Лекотека» представляет собой реальную возможность расширить
жизненный опыт детей, обогатить их
чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих
ощущений» предлагающих гораздо большее
разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. С «Лекотекой» в сенсорной комнате становится
возможным: досуг и релаксация для здоровых воспитанников, стимулирование двигательной активности детей,
фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание у него интереса и
познавательной активности, развитие воображения и творческих
способностей
у детей. |