"Влияние
современного интерактивного оборудования на сенсомоторное развитие детей
младшего дошкольного возраста " Воспитатель Лебедева Н.А.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
(древняя
китайская мудрость).
Современные дети живут и развиваются
в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека
требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать
эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших
воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими
личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке.
Восприятие мира ребенка младшего
возраста идет через чувства и ощущения. Успешность умственного,
физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего
мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка,
необходимая предпосылка интеллектуального развития. Сенсорное развитие ребенка буквально
с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов
деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к
школьному обучению. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание
планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде
всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Работая с детьми младшего возраста
по основной программе «Радуга» доработанной
в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. Использую новые
технологии по сенсорному развитию детей. Учитывая, что игра является основной
формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и
естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей
осуществляю через игровую деятельность.
Ведущими задачами сенсорного развития является следующее:
*Создание условий для обогащения
чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов
окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия
*Развитие интереса детей к
совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов,
разнообразным действиям с ними.
*Знакомство детей с разными видами
сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным
свойствам- цвету, форме, размеру.
Задачи решаются в совместной
деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках
непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных
моментов используя современное оборудование. Для успешной организации
сенсорного развития в младшей группе
создана нестандартная предметно- развивающая среда:
·
галерея
нетрадиционных игр и пособий
·
центр экспериментирования
·
центр
интерактивного оборудования
С каким восторгом малыши воспринимают изображения картинок,
схем спроецированных на большом экране с помощью оверхед-проектора и прозрачных пленок. Изображение на самой пленке можно просто
нарисовать фломастером. Ребята вместе с воспитателем рисуют длинные и короткие дорожки, ленточки,
различные геометрические фигуры, определяют цвет, форму, величину и рассматривают в увеличенном виде на экране.
Любят отгадывать загадки и если верно справились с ответом, то на экране
появляется загаданный предмет, всё это вызывает положительный эмоциональный
настрой у детей.
Наличие в
интерактивной обучающей среде средней группы есть первый интерактивный стол SMART Table для
нескольких пользователей с технологией нескольких касаний. Он позволяет воспитанникам
вместе играть в обучающие игры, совместно работать над интерактивными
обучающими заданиями. Несколько малышей могут одновременно прикасаться к интуитивно
понятным объектам на поверхности, быстро и легко включаться в процесс игры и
получать удовольствие от выполнения заданий. В процессе работы дети просматривают материалы,
перемещают их по рабочей поверхности, увеличивают или уменьшают изображения.
Непосредственно образовательная деятельность стала более увлекательной и
эффективной. Маленькие воспитанники так увлечены благодаря SMART Table, что
даже не замечают, как играя учатся и усваивают сенсорные эталоны ;
сопоставляют, сравнивают, устанавливают закономерности. Они тренируются
работать вместе, быть креативными.
Для развития сенсорной культуры
младших дошкольников использую дидактические, развивающие игры с логическими
блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, веселые шнурки для ловких рук, забавные
прищепки, игры с закручивающими
предметами, липучками. Практическую предметную деятельность обследования и
сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование
пальчиковыми красками, лепку,
музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.
В результате проделанной работы по
сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста прослеживается положительная динамика:
·
Дети
проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
·
С
удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции
радостного удивления и словесную активность.
·
Способны
целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
·
Умеют
выполнять простейший сенсорный анализ.
·
Стремятся
передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной
деятельности.
·
Они
любознательны, активны, эмоциональны, общительны .
Мир
вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему,
элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно
научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в
незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в
непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с
окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя,
он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться,
которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Литература.
1. Баландина JL А., Гаврилова В.Г.
«Диагностика в детском саду», Ростов
н/Д.: «Феникс», 2004.
2. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г.,
Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.,
Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.:
«Творческий центр»,2001.
4. Каралашвили Е.
А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.
5. Никитина Е. «Сенсорные уголки для
диагностики», «0бруч» №2-2006.
6. Сольцева О.Г.
«Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском саду» №3-2007.
7. Крынцылова
И. Развиваем способности ребенка. // Дошкольное воспитание.-№5-2007.-с.54.
8. Аренова А.Х.
Интернет-технологии в процессе обучения. Начальная школа, 2003, № 3.
9.
Болотова Н.П. Инновационные направления работы в
педагогической деятельности. Актуальные
проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной
конференции. М.: МПГУ, 2007.
|