Главная | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 23:33

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида №53 "Солнышко"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технологии со-конструктивного взаимодействия детей и взрослых как условие поддержки инициативы и самостостоятельности дошкольников. Лебедева Н.А.

Мы живем в постоянно меняющемся мире, и каждое поколение  детей значительно отличается от предыдущего.   Мы, педагоги XXI века,    адекватно реагируем на все происходящие изменения в сфере дошкольного образования, меняемся и содержательно, и организационно,  находимся в тренде жизненных ценностей подрастающего поколения.  Примером этому служит с 2014 года поэтапное внедрение и реализация стандарта дошкольного образования, применение новейших образовательных технологий, предоставление возможности, как образовательному учреждению, так и самому педагогу  выбирать образовательные программы. Анализ образовательной  деятельности детского сада показал, что содержание образовательного процесса  требует существенного обновления педагогических технологий.  Информационный материал образовательных областей подбирали на перспективу, на «вырост»,  подменяя технологии «впору» и «сейчас». В тоже время, имея богатый практический опыт, мы понимали, что для внедрения современной программы «Вдохновение» надо изменить  технологии работы с детьми,   поддерживать индивидуальные особенности ребенка, детскую инициативу. Требовалась перестройка, как педагога, так и самого образовательного процесса. Все чаще стал возникать вопрос: как  помочь ребенку вселить  веру и уверенность в своих силах,  самостоятельно осуществить  выбор темы дня, осмысленно подобрать материал для занятия? Возникло противоречие: как  соблюдая временные рамки режимных моментов, при конструктивном    взаимодействии детей и взрослых  создать условия поддержки инициативы и самостоятельности? Ответ был вскоре найден  в программе нового поколения «Вдохновение» И.Е. Федосовой.  

Поддержка собственной познавательной активности ребенка  нашла яркое выражение в одной из технологий программы  «План-дело-анализ». Важным общим событием начала каждого дня воспитанников и взрослых  стал утренний круг, именно он стал нашим Планом. По сигналу колокольчика мы собираемся  вместе, чтобы почувствовать себя одним целым и отметить общее начало дня. В течение дня воспитанники вместе со взрослыми совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. Воспитатель   ищет способы выявления знаний, интересов ребенка. И насколько  он чуток  и внимателен к воспитаннику, насколько  готов принять его интересы,  зависит   продвижение в освоении основной образовательной программы. Следуя, одному из  принципов  стандарта дошкольного образования - поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности,   надо было определить какой он инициативный ребенок, проживающий в условиях малого города? Он активный и любознательный,  способный самостоятельно делать выбор темы дня, создать проект, организовать творческую игру, ставить и решать  проблемные ситуации.  Он и инициатор, и исполнитель.   

Поддерживая детскую инициативу, мы  выделили различные способы  деятельности, которыми  можно решить данную проблему. К ним относится умение педагога привлекать детей к планированию жизни группы, обсуждать совместные проекты, проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка, личностный пример воспитателя, отсутствие запрета,  предложение альтернативы, создание и своевременное изменение предметно – пространственной развивающей среды, поощрять желание  создавать что- либо по собственному замыслу.                                 

Объединяет  вышеуказанные способы  поддержки детской инициативы и самостоятельности, как показала практика, технология  «План – дело – анализ» и ее элементы (утренний и вечерний круг,  Детский совет, работа в центрах активности).

На Детском совете  воспитанники    обсуждают проблемы и принимают решения, в тоже время воспитатель поддерживает собственную познавательную активность ребенка, помня о том, что дети находятся не на «одном гребне волны» и им нужна поддержка.   Каждый  может вносить свой вклад в совместную работу,  выражать свое мнение, делиться своими планами  и решениями по вопросам, затрагивающим свою  жизнь  и жизнь группы. Он дает детям  право  выбора   по принципу: что мне интересно, чем я хочу заниматься?

По словам Евгения Ямбурга, доктора педагогических наук: «… для расширения внутренней свободы ребенка не должно быть ни одной запретной темы для него. Тогда возникают субъектные отношения, та внутренняя свобода».  Опыт показывает,  Детский совет объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. А много ли у нас дел в течение дня?  Мы обсуждаем  идеи,  планируем работу, учим детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.  И в этом суть технологии Детского совета. В нем нет определённой    структуры,  только некоторые  смысловые части (обмен новостями,    планирование),   их можно свободно варьировать, все действия  происходят  обязательно в кругу, плечом к плечу, рядом, вместе.  Жестких рамок при проведении Детского совета не ставлю, он длится всего 5- 10 минут. Все зависит от того, насколько всем хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу,   тогда   Совет идет живо и весело.

Выявить инициативы и образовательные запросы  нам помогает «модель трех вопросов»: Что мы  знаем?   Что хотим узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?  Происходит совместное обсуждение выбранной ситуации, проговаривание и высказывание  детских мнений,  а нам, как педагогам,   предстоит учесть желание каждого ребенка. Кому что интересно, неизвестно, что хочется прожить?   

В течение года в  группе реализованы интересные проекты:  «День самоуправления», «Осенний калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «Такие разные часы», «Улицы нашего города», «Полезные ископаемые России». 22 ребенка приняли участие в конкурсах различного уровня, и стали лауреатами  и дипломантами. А это инициативность и самостоятельность детей, соблюдение требований стандарта,  качество образования  при переходе в школу. 

Технология «План-дело-анализ» повлияла на содержание образовательного процесса, который осуществляется через проекты, и планируется не для детей, а вместе с ними. Воспитанники умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.  

Результаты инновационных изменений показали, что осуществление инновационных стратегий по внедрению программы «Вдохновение»  в  детском саду носит системный характер и  содействует поддержке детской инициативы и самостоятельности дошкольников. Таким образом, в случае интеграции разных подходов к содержанию образовательного процесса основную роль в формировании  детской инициативы и самостоятельности начинают играть технологии: они обеспечивают достижение запланированного результата управления качеством условий, процесса и результата дошкольного образования. К этому  и стремится  коллектив нашего дошкольного учреждения.

 

Список литературы

1. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л.В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.:ил. – (Серия «Вдохновение»).

2. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016 – 352 с – (Серия «Вдохновение»).

3. «Утро радостных встреч» Л.В. Свирская, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.

4. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ Р. Ларго; под ред. А.И. Бурениной. – Москва: Национальное образование 2015. – 184 с.: ил. – (Вдохновение). – Доп.тит.л.нем.

Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (12.05.2023)
Просмотров: 60 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Новоалександровск, 2011 год
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz