Главная | RSSВторник, 14.05.2024, 21:25

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида №53 "Солнышко"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Создание современных условий, для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Успех музыкального развития личности ребёнка зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование,   используя современные технологии, методы и приёмы. Но не меньшую роль в решении задач музыкального воспитания играет создание условий, возможностей и средств, отвечающих современным требованиям, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению.

В музыкальном зале нашего  детского сада созданы все условия для успешного обучения, для проведения различных видов деятельности (пения, слушания, музыкально- ритмических движений, игре на музыкальных инструментах, театральной деятельности).

В рамках     реализации  Федеральной целевой программы развития образования  детский сад №53 «Солнышко»  был определен базовым учреждением  федеральной   стажировочной площадки  по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования и нами

   было получено, необходимое современное оборудование для музыкального зала, которое успешно используется в образовательном процессе дошкольников.

Важно отметить, что все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого - педагогическим требованиям.  Современное оборудование органически вписалось в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Активно используются возможности его применения не только в   непосредственно образовательной деятельности, но и в дополнительном образовании.

Компьютер, интерактивная доска не модные аксессуары, а необходимое и эффективное средство повышения качества  образовательного процесса, дополнительное средство обучения дошкольников, значительно расширившие мои возможности и возможности всего педагогического коллектива в  подачи информации детям, позволяющие использовать нестандартные наглядные образы, которых нет ни в каком другом источнике. Использование новых технологий повысило уровень мотивации воспитанников ,способствовало созданию положительной обстановки обучения, развитию устойчивого познавательного интереса.

С помощью ИКТ мы создаем и  смотрим презентации , видео-файлы, рисуем и пишем, познаём нотную грамоту, знакомимся с музыкальными инструментами,   используем слайд- шоу  по тематике занятия, в которых наглядно, ярко и интересно отображается теоретическая и практическая часть занятия. Использование слайдов, презентаций в качестве оформления музыкального зала является более современным и интересным, ведь в интернете запас изобразительного и видео-материала безграничен.

Интерактивная доска, компьютер, жидкокристаллический телевизор, видеопроектор и экран используются мной  для демонстрации видеопродукции на занятиях, родительских собраниях и творческих отчётах, педагогических советах, методических объединениях, досуговых мероприятиях. Так, например, на творческом отчёте для родителей по дополнительному образованию их детей, занимающихся на танцевальном кружке «Ритмическая мозаика» был представлен видеоматериал, который дал более полную информацию о способностях их детей, проблемах и достижениях, родители смогли увидеть не только готовые танцы, но и рабочие моменты занятий. После просмотра они поделились своими впечатлениями, высказали свои предложения, написали положительные отзывы и изъявили желание на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Технические средства обучения, такие как: музыкальный центр, караоке-плеер, видео-плеер, являются моими современными помощниками в работе, расширяют мои и творческие возможности моих воспитанников.

Отдельно хочу отметить электронное цифровое пианино. Разнообразное количество встроенных, готовых к игре ритмов, стилей, мелодий это бесценная находка для демонстрации, например, жанров музыки разных эпох: вальса, мазурки, полонеза, диско и др.

Электронное пианино помогает добиться красочного музыкального оформления праздников и развлечений, театральных постановок, предоставляет широкие возможности для создания яркого, насыщенного образа не только каждого героя, но и представления в целом. Особенно незаменимо цифровое пианино  в летнее время года для проведения занятий ,праздников, развлечений на улице.

Комплекты дисков, аудио и  видеоматериалов используются мной в разных видах деятельности (для слушания, пения, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, в театральной деятельности). Дети слушают современную, классическую музыку, музыку народов мира, танцевальные ритмы, песни; поют русские народные, детские песни в современной обработке, используя микрофоны, перевоплощаясь, чувствуя себя настоящими артистами. Разнообразная танцевальная музыка позволяет ставить не только разнообразные танцы, но и даёт возможность детям проявить свои  творческие способности.

Игра на детских музыкальных инструментах в ансамблях и оркестре является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Ритмическая группа для малышей, которую я использую с первой младшей группы - это точная копия детских музыкальных инструментов,

Разнообразие  музыкальных инструментов (металлофоны, ксилофоны, балийские  ксилофоны, бубны, бубенцы, гонги, цимбалы, звуковые чаши, бугай, дрова, балалайка, настенная панель «Колокольчик»)  делает эту деятельность не только интересной, но и повышает  эффективность образовательного процесса, обогащает интеллектуальную сферу ребёнка, помогает в развитии творческих способностей детей.

Такие инструменты, как «Дождь», «Ливень», «Океан» используются мною не только как элемент слушания музыкальных звуков, но и в целях релаксации детей на занятиях.

Выступление детей с музыкальными инструментами на праздниках и развлечениях делают их запоминающимися, насыщенными. Особенно яркими    становятся фольклорные праздники, где звучат шумовые, ударные  народные инструменты (кокошник, звуковые, игровые  ложки, вертушки, треугольники, трещотки, колотушки, копытца, бубенцы, бубны, румбы, звуковой топор). Внешняя привлекательность, необычность инструментов повышает интерес к ним и желание взять его в руки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций  явились основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Театрализованная деятельность - важная часть работы педагогического коллектива. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребёнка.

Ростовые куклы, используемые в работе с детьми, творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности, корректируют их поведение, стимулируют детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждают к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Высокому уровню театрального воплощения так же поспособствуют: наличие ширмы, элементы костюмов, шапочек, атрибутики. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка необходимая и неотъемлемая  часть всего педагогического процесса  в ДОУ.

Как показывает практика, созданная система условий, средств и форм организации музыкальной деятельности, обеспечивает качественный уровень музыкального развития воспитанников  детского сада, это и высокий уровень развития музыкальных способностей, участие детей в конкурсах, фестивалях, районных,  городских и краевых мероприятиях ,а также позволяет выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами –всеми участниками образовательного процесса.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности вне музыкальных занятий:

- пение песен;

- слушание музыки;

- танцевальные и игровые паузы;

- игра на музыкальных инструментах;

- музыкальные и хороводные игры;

- танцевальная импровизация;

- народные, хороводные игры;

- музыкотерапия;

- психогимнастика;

- просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;

- совместные подвижные, хороводные, народные игры:

- встреча с интересными гостями;

 необходимо расширение возможностей и средств за счёт  создания условий и прежде всего предметно-развивающей среды в группах по музыкальному воспитанию.

 

Рекомендации для воспитателей по созданию условий для развития музыкальных и творческих способностей детей в самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

(Возможности и средства)

 

Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Поэтому, чтобы привить детям интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место и оборудовать его различными музыкально-дидактическими играми и пособиями, техническими средствами (радио, электропроигрыватель, магнитофон и др.).

В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1--2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них - самоделки. Здесь же отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь музыкальный центр, аудиокассеты, диски  для прослушивания детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт». Задачи музыкального воспитания в разных возрастных группах определяют количество и ассортимент пособий. Все они должны быть красиво оформлены, вызывать у детей интерес и желание действовать с ними, должны быть простыми по форме, удобными в обращении, прочными и надежными в употреблении.

ПОСОБИЯ И МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В целях наиболее успешного приобщения к музыке необходимо использовать различные пособия, облегчающие процесс ее восприятия и понимания. Для того чтобы яснее представить назначение различных пособий, можно условно сгруппировать их следующим образом:

1-я группа - образные игрушки (кошки, собачки и т. п.);

2-я группа - детские музыкальные игрушки и инструменты, которые, в свою очередь, можно разделить на не озвученные и озвученные. Первые предназначены для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Вторые подразделяются на четыре типа в зависимости от их звучания: игрушки-инструменты со звуком нефиксированной, неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.); игрушки-инструменты, издающие только один звук (свирели, дудки, рожки и т. д.); игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки); игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, баяны, флейты и др.);

3-я группа - музыкально-дидактические пособия и игры (предметные и графические). К ним относятся пособия и игры самодельные и изготавливаемые промышленностью. Игры направлены на решение задач музыкально-сенсорного развития детей, но в отличие от пособий они имеют определенное содержание, правила;

4-я группа -- аудиовизуальные (слухо-зрительные) средства обучения, которые принято делить на экранные, звуковые, экранно-звуковые. К экранным относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы; к звуковым – аудиозаписи и диски, радиопередачи; к экранно-звуковым - звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.

Образные игрушки хорошо использовать в играх с младшими дошкольниками. Подбирая игрушки, различные по величине (большая собака и маленькая, курица и цыпленок, кошка и котенок и т. д.) и используя их в игровых ситуациях, можно показать детям, что звуки бывают высокие и низкие. Для этого воспитатель подражает кудахтанью курицы и писку цыпленка и т. д. и побуждает к тому же детей. При этом он неоднократно напоминает, что цыпленок пищит тоненько - высоким звуком и т. д.Те же игрушки, но обыгрываемые иначе, помогают познакомить малышей с разнообразием тембров. Например, к матрешке в игрушечный домик (можно использовать, и плоскостное его изображение, взяв из набора кукольного театра) приходят в гости игрушки: собачка, кошка, курица и др. С помощью звукоподражания воспитатель представляет детям по очереди всех гостей, спрашивая при этом, кто пришел к матрешке. Когда дети правильно назовут игрушку, он показывает ее. Еще интереснее проходит эта игра с озвученными игрушками. Пособия типа лото представляют собой карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками. Это могут быть изображения различных музыкальных инструментов: металлофона, цитры, барабана, треугольника и др., имеющихся в группе. Играя на каком-либо инструменте так, чтобы ребенок этого не видел, воспитатель предлагает ему выбрать ту карточку, на которой изображен инструмент с таким звучанием. В другой раз можно предложить выбрать карточку с изображением любимого музыкального инструмента, назвать его, а затем и сыграть на нем. Это задание более сложное, и давать его рекомендуется в старших группах, когда дети овладеют в достаточной мере приемами игры на разных инструментах. С помощью детских музыкальных инструментов можно передавать ритмический рисунок знакомой песни, попевки, петь, подыгрывать себе, импровизировать простейшие мелодии. Если обычный металлофон поставить наклонно, получится звучащая лесенка, по которой будет ходить вверх и вниз маленькая матрешка, прикрепленная к тоненькой деревянной палочке, она будет прыгать на одной ступеньке или через ступеньки, и это позволит каждому ребенку наглядно представить себе относительную высоту звуков, направление движения мелодии. Дудочки, бубенчики, колокольчики, подобранные в таком соотношении, чтобы звучали по-разному, также могут быть использованы для ознакомления или закрепления представлений детей о высоте звуков. Для развития тембрового слуха можно давать упражнения-загадки: отгадай, какой инструмент звучал? При этом инструменты нужно подбирать как контрастные по звучанию, например бубен, металлофон, триола, так и более близкие по звучанию - треугольник, колокольчики, бубен. Такое задание, поскольку оно довольно сложное, рекомендуется давать в старшем дошкольном возрасте. С помощью музыкальных инструментов развивается и динамический слух детей. Предлагая им поиграть в игру «Громко тихо», педагог сначала сам показывает, как на одном и том же инструменте можно добиться и громкого и тихого звучания, затем он просит ребят попробовать сыграть так же. Например, чтобы при игре на барабане звук стал мягче, приглушенное, нужно обернуть палочки мягкой материей. Музыкально-дидактические пособия и игры чаще всего изготавливают воспитатели или родители. К таким пособиям-самоделкам относится, например, нотное лото. Это графическое пособие. Ноты-кружочки для него обычно вырезают из плотного картона и обклеивают разноцветной бархатной бумагой, но они могут быть сделаны также и из любого другого материала, главное чтобы по своим размерам они подходили к нотному стану, на котором нужно будет отмечать ими относительную высоту звуков. Другим элементом нотного лото являются карточки из картона или другого материала (дерева, пластмасс), разные по ширине; более широкие карточки условно обозначают долгие звуки, а узкие - короткие. Картинки, наклеенные на карточки, могут условно передавать характер того или иного произведения. Например, изображение девочки, укачивающей куклу, хорошо соединяется в представлении детей с колыбельной; изображение мальчика, марширующего с барабаном в руках, ассоциируется с маршем, а девочки в сарафане - с плясовой. Знакомя детей с различными жанрами музыкальных произведений, воспитатель может предложить им выбрать ту из картинок, которая соответствует прослушанному произведению. Но на первоначальном этапе ознакомления ребенка с относительной высотой звуков лучше сделать плоскостное изображение лесенки со ступеньками, по которой может ходить не только матрешка, но и другие игрушки (плоскостные изображения), обыгранные соответствующим образом. После того как дети усвоят принцип расположения высоких и низких звуков, воспитатель переходит к показу их на инструментах. Для определения частей музыкального произведения можно использовать геометрические фигуры. Старшие дошкольники хорошо знакомы с такими фигурами, как круг и квадрат. Во время прослушивания знакомого произведения ребенок выкладывает на столе разные фигуры столько раз, сколько изменяется характер музыки. Например, если произведение двухчастное, то ребенок положит две фигуры - квадрат и круг, если трехчастное, то три разные фигуры - квадрат, круг, треугольник. Но можно предложить и более простой вариант: отметить части произведения одинаковыми фигурами (например, квадратами). В качестве пособий-иллюстраций полезно использовать картинки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Они дают наглядное представление о различных свойствах звука: высоте, длительности, тембре. Показ иллюстраций сочетается с игрой на музыкальных инструментах, пением и выкладыванием на фланелеграфе с помощью нот-кружочков мелодии песни. В этом случае слуховое восприятие подкрепляется зрительным и двигательным. Дети старшего дошкольного возраста могут различать характер музыки, ее настроение (веселая, грустная, спокойная). Если изобразить на карточке ребенка с разным выражением лица (веселым, спокойным и грустным), условно соответствующие характеру музыки, то можно предложить детям прослушать музыкальное произведение и определить его характер с помощью данного пособия (закрыть фишкой соответствующее изображение). Дошкольники различают и жанр музыкальных произведений, например героический, лирический, комический. Обозначив эти жанры на карточках условными изображениями (например, танцующая балерина, веселый клоун). Музыкально-дидактические игры, как и пособия, помогают познакомить детей со свойствами музыкального звука. Игра «Узнай инструмент» представляет собой набор больших карточек с изображением различных музыкальных инструментов, расположенных в разной последовательности, и набор маленьких карточек, изображающих какой-либо музыкальный инструмент. Играющим раздают большие карточки, а ведущий берет себе маленькие. Дети должны узнать и назвать инструмент по карточке, которую показывает ведущий, и закрыть у себя на большой карточке такой же инструмент фишкой. В усложненном варианте этой игры дети узнают музыкальные инструменты не по изображению, а по тембру звучания. При этом воспитатель играет на различных детских музыкальных инструментах так, чтобы ребенок их не видел. Узнав по звучанию инструмент, ребенок закрывает у себя на карточке его изображение фишкой. Выигрывает тот, кто правильно определит все инструменты. В другой музыкально-дидактической игре типа «Лото» вместо изображений музыкальных инструментов используются изображения, условно передающие содержание знакомых детям песен. Принцип игры тот же: воспитатель исполняет на каком-либо инструменте мелодии знакомых песен, дети узнают их и закрывают фишками соответствующее изображение на карточке лото. Пособия 4-й группы, т. е. аудиовизуальные средства обучения, С каждым годом находят все большее применение в учебном процессе, как в школе, так и в детском саду. К их числу в первую очередь следует отнести диски, ассортимент которых очень разнообразен. Это детские песенки, музыка и песни из мультфильмов, сказки с музыкальным сопровождением, музыкальные сказки и композиции. Аудиоаппаратура даёт возможность педагогу знакомить детей с вокальной и инструментальной музыкой, со звучанием хора, оркестра, отдельных инструментов, с разнообразием музыкальных жанров.

Прослушивая произведения , дети учатся внимательно, сосредоточенно воспринимать музыку. Педагог обращает их внимание на богатство и образность музыкального языка.

Поскольку дети очень любят танцевать, нужно иметь в группе записи плясовых мелодий. Хороший подбор музыкальных дисков и аудиокассет в соответствии с возрастными особенностями детей поможет в организации концертов и развлечений. С новыми пособиями лучше знакомить детей на занятиях, а уже потом вносить их в группу, чтобы дети постепенно осваивали их. В группе должно быть одновременно четыре-пять разных музыкальных инструментов, две-три дидактические игры, несколько игрушек-самоделок, дисков с записью музыки для слушания, пения, движений, а также музыкальные сказки, инсценировки. При использовании пособий следует соблюдать принцип от простого к сложному, а также и возрастной. Например, в младшей группе, когда дети еще не овладели способами игры на инструментах, нужно предлагать им музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией, различные дудочки, свистульки, некоторые ударные инструменты - барабан, бубен, треугольники. Старшим дошкольникам, у которых появляется желание научиться играть на музыкальных инструментах, следует давать металлофоны, цитры, триолы, аккордеоны и др. Аудиовизуальные средства обучения также нужно использовать с учетом возрастных особенностей детей. По просьбе ребят воспитатель дает им послушать любимые произведения (песенки из мультфильмов, музыкальные сказки), поплясать под плясовую мелодию, организует просмотр диафильма с музыкальным сопровождением (пластинка или магнитофонная запись).Чтобы постоянно поддерживать у детей интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо периодически, примерно раз в два месяца, обновлять состав пособий, вносить новое оборудование. Это позволит разнообразить музыкальную деятельность, заметно повысить активность детей. В результате возрастает уровень их самостоятельности, развиваются музыкальные способности, расширяются знания о музыке. Следует отметить, что наличие в группе большого количества пособий само по себе не решает задач музыкального воспитания. Для этого необходимо создание определенной обстановки и постоянное тактичное руководство воспитателя, прямо или косвенно направляющего музыкальную деятельность детей.

ПРОЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА

(средняя группа)

1. Образные музыкальные «поющие» или танцующие игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

2. Игрушки - инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

3. Игрушки - инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

4. Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;

5. Металлофон;

6. Шумовые инструменты для детского оркестра;

7. Фланелеграф или магнитная доска;

8. Музыкально - дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки» «Угадай, на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои детки?», «Чудесный мешочек» (лучше иметь два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса) «Кто как поет», «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», « Цветик-семицветик », «Угадай колокольчик», и др.;

9. Набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.;

10. Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи», «Гуси, вы гуси», « Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Летчики» и др.;

11. Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п., для детского танцевального творчества (по сезону);

12. Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

13. Ширма настольная и набор игрушек;

14. Перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.;

15. Музыкальный центр и набор программных аудиозаписей и дисков;

16. Поющие и двигающиеся игрушки;

17. Перчаточная игрушка (для ребенка) и пр.;

18. Музыкальные картинки к песням.

 

Список литературы:

Управление инновационными процессами в ДОУ. – М.,Сфера,2008.

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве»

Новосёлова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М., «Новая школа», 1997.

Статья « Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в МДОУ «Солнышко», г. Губкинский ЯСНО. ИД «Первое сентября». М.2012.

Статья  «Использование информационных технологий в образовательном процессе д/сада». ИД «Первое сентября». М.2012.

 Игрушки и пособия для детского сада [Текст]/сост. Л.Ф.Островская.- М.: Просвещение, 1982. - 175с.

 Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]/ под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.

 Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст]/сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986. - 400 с.

 Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст]/ С.Л. Новоселова. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2001. - 254 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (19.12.2013)
Просмотров: 7023 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Новоалександровск, 2011 год
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz