Главная | RSSПонедельник, 29.04.2024, 10:42

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида №53 "Солнышко"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Социализация ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество. Учитель - логопед д/с Климова И.Н.

Социализация ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество

Климова И.Н.,  учитель – логопед,  МДОУ д/с №53 «Солнышко»

Аннотация: в статье рассматриваются факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные коррекционные, психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Ключевые слова:  дошкольный возраст,  дошкольное образовательное   учреждение, социализация, образовательный процесс, интегрированное воспитание, коррекционная работа.           

Sociality of child under school   age with limited healthspossibilities  in society

                 Klimova I., teacher-speech  therapist, MPOI  n/s  № 53 « Sun»

 Abstract: the    article describes  factors  those  let define  and realize  concret  correct ,psychologic-pedagogical  and  social  conditions  provide   efficacy  of     childsociality  with limited  healthpossibilities in society.

Keywords: under  school   age,  under school  educational  institution,  sociality, educational  process, integrate education, correct   work.

В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи и, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения стали более актуальными. На протяжении многих десятелетий учёными разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей с ОВЗ в общество: формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами (А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Б. И. Коваленко, В. В. Воронкова, Л. И. Солнцева, Г. В. Чиркина и др.); научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы в дошкольных учреждениях (Б. Д. Корсунская. Л. П. Носкова, Т. С Зыкова. В. И.  Селивёрстов, В. А. Феокситова и ДР.). Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у этой категории детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, что приводит впоследствии к формированию комплекса неполноценности, отрицательно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Именно поэтому и возникает необходимость своевременно включать детей на путь преодоления эмоционально-волевых и поведенческих трудностей, расширяя их коммуникативный и социальный статус. Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет сформировать умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, раскрыть себя, то есть заложить основы социально сформировавшейся личности. Дошкольное учреждение является начальным этапом в социализации личности ребенка.   Основная функция дошкольной организации – целенаправленная социализация личности ребенка. В ФЗ об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ сказано: образование обучающихся с ОВЗ может быть организованно как совместно с другими обучающимися так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. МДОУ детский сад № 53 «Солнышко», города Новоалександровска является учреждением комбинированного вида. В учреждении функционирует две группы коррекционной направленности.  Дети с отклонениями в развитии (с тяжёлыми нарушениями речи) обучаются у нас в условиях интегрированного воспитания. Интеграция детей с тяжёлыми недостатками речи осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка. Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонениями в развитии (с тяжёлыми нарушениями речи) остается под патронатом коррекционной педагогики: он обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Есть прекрасные слова Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Коллектив дошкольного учреждения создает все условия для того, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, здоровыми и были успешными в жизни.  Создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды обеспечивает полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие  высших психических функций и становление личности ребенка.

Предпосылкой для успешного осуществления коррекции и интеграции детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого – медико – педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Непременным условием такой диагностики является ее динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся терапевтическую среду.

Комплексность подхода в дошкольной организации обеспечивается наличием команды специалистов, работающих с данными воспитанниками. Очевидно, что для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательного и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия большого числа специалистов различных профилей: дефектолога, логопеда, психолога, врача. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне его ближайшего развития.

В работе с детьми используется как подгрупповая, так и индивидуальная формы обучения. Подгрупповые занятия предусматривают реализацию общеобразовательной и коррекционной программы. Индивидуальная же работа направлена на развитие речевых и неречевых функций, постановку звуков. В практической работе используются современные  информационные технологии. Помимо обучающих технологий, используются здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В работе применяется  метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В коррекционной  работе отводится  много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяется она, как средство коррекции речевых нарушений у детей.

Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей. Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении позволяет максимально скорректировать дефицит эмоционального в развитии ребенка с ОВЗ. Более того, с помощью элементов сенсорики возможно организовывать познавательную деятельность ребенка, превращая детскую комнату в волшебный дворец, а учебные материалы в школу волшебства.

Для достижения положительного результата коррекции развития речи у детей с тяжелой речевой патологией в дошкольной организации используются следующие направления обучения для выравнивания их стартовых возможностей.

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- коррекция и развитие правильного произношения, включающее в себя: воспитание артикуляционных навыков, формирование звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

Для реализации данных направлений широко применяются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: сказкотерапия, психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастики, элементы речедвигательной ритмики, игровые пальчиковые тренинги - развитие познавательных процессов. Всё это позволяет нам достигать хороших результатов в решение основной задачи – помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности и, в случае необходимости, получить полноценную коррекционную  психолого – педагогическую помощь.

К образовательно-воспитательному про­цессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театра­лизованных представлениях. Педагоги работают над создани­ем единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.  Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Таким образом, всестороннее изучение детей, оценка их реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность педагогу оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как  важный фактор успешной социализации ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Наши дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения. В нашей дошкольной организации  дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, учатся жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволят каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности интегрированной группы.

Литература:

  1. Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.
  2. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.
  3. Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.
  4. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб: КАРО. 2007. – 92 с.
  5. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
  6. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 248 с.
  7. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
  8. Мамайчук, И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно – практическое руководство. – Спб.: Речь, 2004. – 352 с.
  9. Юдина, Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.
  10.  Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками/ сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (11.05.2016)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Новоалександровск, 2011 год
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz