Система
коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей
старшего дошкольного возраста.
И.Н.
Климова
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский
сад комбинированного вида №53»Солнышко»
В
соответствии с федеральным законом « Об образовании в Российской
Федерации» особое внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для
развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов
деятельности. Комбинированным дошкольным учреждениям и коррекционным
группам детских садов принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии
дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных
психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова,
Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации
логопедической помощи в детском саду, поэтому встает проблема организации
эффективного коррекционно-образовательного процесса в работе детского
сада. В России произошли глубокие
социально-экономические, политические, экологические и другие изменения,
приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том
числе и речевых. Статистические данные
последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло
до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста по данным исследованиям (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.).
На конец 50-х годов ХХ в, данное число
детей не превышало 17 % по результатам (Б.М.Гриншпун,
М.Е.Хватцев и др.)
Научными исследованиями в области
дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания
речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать
затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972).
Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных
нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
Успех в работе для детей, нуждающихся в
коррекционной помощи в нашем
учреждении комбинированного вида мы определили, продумав систему, суть которой заключается в
логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности
воспитанников. А именно, создание
творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку
интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана
работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию
коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Взаимодействие
учителя-логопеда со специалистами
дошкольного учреждения представлено в следующем порядке:
учитель-логопед и
педагог-психолог (психологическая
диагностика, студия общения, психологическая коррекция в сенсорной комнате,
определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов);
учитель-логопед и воспитатель
(педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных маршрутов
развития ребенка, реализация образовательных программ, участие в ПМП
Консилиумах);
учитель-логопед и зам. заведующей
по воспитательной работе (помощь в организации взаимодействия, координационное
функционирование, отслеживание результатов, анализ работы);
учитель-логопед и медицинские
работники (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому
ребенку, оздоровительный массаж, подготовка консилиумов);
учитель-логопед и музыкальный
руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое
занятие, музыкально-речевые игры);
учитель-логопед и инструктор по
физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность,
дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация
движения).
Таким образом, возникла
необходимость в создании
модели коррекционно-педагогической работы с детьми:
ЭТАПЫ
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
|
РЕЗУЛЬТАТ
|
Организационный
|
исходная
психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями
речи.
Формирование
информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной
коррекционно-педагогической работы с детьми.
|
Составление
перспективных планов групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими
сходные речевые нарушения и/или/ уровень речевого развития.
Составление планов
взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
|
Основной
заключительный
|
решение
задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных
программах.
Психолого-педагогический
и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при
необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического
влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Оценка качества и устойчивости
результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных)
перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.
|
Достижение
определенного позитивного эффекта по устранению у детей речевых дефектов.
Решение о
прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера
или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и
продолжение логопедической работы..
|
Новое время требует и новых
перемен, в этой связи, использование в
работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи современного мультимедийного, развивающего
оборудования, полученного в рамках работы базовой площадки, дало возможность широко применять компьютерные технологии
в системе развивающих и коррекционных
занятий. Эффективными стали такие компьютерные программы, как
«Радуга в компьютере», «Игры для Тигры». Новые возможности использования
мультимедийных технологий способствуют более быстрому овладению речевым
дыханием, звуковым анализом, умением связно говорить, комментировать свои
действия, рисовать, конструировать. Работа с интерактивной доской стала
продолжением игры, сопровождаемой звуковыми видеоэффектами. Использование «шторок»,
лазерных указок, «волшебных» палочек помогло
развить не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка,
но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки,
проанализировать свою работу.
Мультимедийный комплекс делает
занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному, динамичному использованию интернет - ресурсов.
Информационные
технологии в системе коррекционной
работы с детьми предоставили нам широкие возможности для индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса, повышения мотивации дошкольников к обучению.
Использование современных, в том числе
информационно - коммуникационных
технологий, дает нам безграничные возможности для создания
групповой творческой интерактивной среды
в образовательной деятельности с
детьми.
Анализ взаимодействия
учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать
обоснованные выводы, что у выпускников детского сада (2012-2013 уч.г.) ,
посещавших логопедические группы:
достаточно сформированы артикуляционная моторика на -98%, тонкая и
общая моторика в пределах 99%;
сформированы произношение и фонематический слух- 92%;
закреплены навыки звукослогового
анализа и синтеза слов 89%;
достаточно развиты:
фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление - 93%; обогащена, уточнена и активизирована лексика
96%;
Дети достаточно свободно пользуются
простыми и сложными предложениями;
развиты коммуникативные
способности, отсутствует барьер общения.
Взаимосвязь динамики речевого
развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие
всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к
положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет
координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не
только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.
Все это позволяет детям намного
легче адаптироваться на следующем этапе образования – начальной школе.
Наши выпускники логопедических групп – успешно
учатся в общеобразовательных школах города. По результатам диагностики речевого
развития средний уровень составляет 68%,
высокий уровень – 32%, низкого уровня – нет. По данным за последние пять лет на
«4» и «5» учатся 54-68%.
Неуспевающих среди выпускников
логопедических групп нет.
Таким образом, в детском саду эффективно реализована система
коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у
детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда
и специалистов ДОУ позволяющая
осуществлять выравнивание стартовых возможностей детей и обеспечивать
успешное обучение воспитанников.
Список литературы:
·
Агеева С.И. Обучение с
увлечением. М.:ВО Совэкспорткнига,1991.
Бузунов В. Подумай, отгадай,
нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО,1994.
Дорофеева А. Развитие речи. М.:
Мозаика-синтез,1998.
Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых
и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической
ритмики.-СПБ.: Дество – ПРЕСС, 2009.
·
Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков
произношения фонем.1968.
Филичева Т.В, Чиркина Г.В.
Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим
недоразвитием речи. Москва 1993.
Хватцев М.Е. Классификация
косноязычия.1959.
J |