Главная | RSSВторник, 14.05.2024, 17:33

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида №53 "Солнышко"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей старшего дошкольного возраста.

Система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей старшего дошкольного возраста.

И.Н. Климова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №53»Солнышко»

В  соответствии с федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» особое внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.  Комбинированным  дошкольным учреждениям и коррекционным группам детских садов принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду, поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в работе детского сада.  В России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых.  Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста  по данным исследованиям  (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.).   На конец 50-х годов ХХ в, данное число детей не превышало 17 %  по результатам (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.)                                                                                                                                                                                           Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

Успех в работе для детей,  нуждающихся в  коррекционной  помощи в нашем учреждении комбинированного вида мы определили, продумав  систему, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности воспитанников. А именно,  создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами  дошкольного учреждения представлено в следующем порядке:

учитель-логопед и педагог-психолог  (психологическая диагностика, студия общения, психологическая коррекция в сенсорной комнате, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов);

учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных маршрутов развития ребенка, реализация образовательных программ, участие в ПМП Консилиумах);

учитель-логопед и зам. заведующей по воспитательной работе (помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ работы);

учитель-логопед и медицинские работники (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительный массаж, подготовка консилиумов);

учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, музыкально-речевые игры);

учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация движения).

Таким образом,  возникла  необходимость  в  создании   модели коррекционно-педагогической работы с детьми:

 

 

ЭТАПЫ

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

 

Организационный

исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

 

Составление перспективных планов групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные речевые нарушения и/или/ уровень речевого развития.

Составление  планов взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

Основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключительный

решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.

Достижение определенного позитивного эффекта по устранению у детей речевых   дефектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком(группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы..

     Новое время требует и новых перемен, в этой связи,  использование в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи   современного мультимедийного, развивающего оборудования, полученного в рамках работы  базовой площадки, дало  возможность  широко применять компьютерные технологии в  системе развивающих и коррекционных занятий.  Эффективными  стали такие компьютерные программы, как «Радуга в компьютере», «Игры для Тигры». Новые возможности использования мультимедийных технологий способствуют более быстрому овладению речевым дыханием, звуковым анализом, умением связно говорить, комментировать свои действия, рисовать, конструировать. Работа с интерактивной доской стала продолжением игры, сопровождаемой звуковыми  видеоэффектами. Использование «шторок», лазерных указок, «волшебных» палочек помогло  развить не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Мультимедийный комплекс делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному, динамичному  использованию интернет - ресурсов.

Информационные технологии  в системе коррекционной работы с детьми предоставили нам широкие возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышения  мотивации дошкольников к обучению. Использование современных, в том числе  информационно -  коммуникационных технологий,  дает нам   безграничные возможности для создания групповой творческой интерактивной среды  в образовательной деятельности  с детьми.

Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников детского сада (2012-2013 уч.г.) , посещавших логопедические группы:

достаточно сформированы  артикуляционная моторика на -98%, тонкая и общая моторика  в пределах  99%;

сформированы  произношение и фонематический слух- 92%;

закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов 89%;

достаточно развиты: фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление - 93%;  обогащена, уточнена и активизирована лексика 96%;

Дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.

Все это позволяет детям намного легче адаптироваться на следующем этапе образования – начальной школе.

Наши  выпускники логопедических групп – успешно учатся в общеобразовательных школах города. По результатам диагностики речевого развития средний уровень  составляет 68%, высокий уровень – 32%, низкого уровня – нет. По данным за последние пять лет на «4» и «5» учатся 54-68%.

Неуспевающих среди выпускников логопедических групп нет.

Таким образом, в  детском саду эффективно реализована система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяющая  осуществлять выравнивание стартовых возможностей детей и обеспечивать успешное обучение воспитанников.

 

Список литературы:

 

·        Агеева С.И. Обучение с увлечением. М.:ВО Совэкспорткнига,1991.

Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО,1994.

Дорофеева А. Развитие речи. М.: Мозаика-синтез,1998.

Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики.-СПБ.: Дество – ПРЕСС, 2009.

·        Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем.1968.

Филичева Т.В, Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Москва 1993.

Хватцев М.Е. Классификация косноязычия.1959.

 

J
Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (22.11.2013)
Просмотров: 1492 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 инна  
0
Отличная статья.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Новоалександровск, 2011 год
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz