Главная | RSSВторник, 14.05.2024, 14:42

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида №53 "Солнышко"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с детьми- инвалидами на дому
                                                                         Делай, что можешь
                                                                         с тем, что имеешь,
                                                                         там где ты есть.
                                                                         Теодор Рузвельт.

    Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования»; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
 Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в Российской Федерации. 
 Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень
заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных
социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских
проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов. По данным статистики на 2010 год более половины детей, проживающих в РФ, имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Только 30% новорожденных детей могут быть признаны здоровыми. В России сегодня живет 587 тыс. детей-инвалидов.
В Ставропольском крае проживают около 15 тысяч или 1,5% детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них около 9 тысяч детей-инвалидов.
В помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2009 году Правительством Ставропольского края принято постановление Правительства Ставропольского края "О Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и расчета размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели" и утвержден "План мероприятий по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющими уход за детьми-инвалидами, а также обучения этих лиц методам реабилитации на 2009-2010 годы".
 Вопросами исследования самореализации личности, проблемами реабилитации детей инвалидов на дому занимаются учёные и практики российского сообщества. Теоретическая основа исследования базируется на концепциях развития самореализации личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский); социально-психологической адаптации детей-инвалидов (В.М.Астахов, М.М.Айшервуд, Г.М.Андреева, Е.М.Бакулина, Г.А.Балл, Ф.Б.Березин); психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов (Н.А.Барышникова, С.И.Блохина, Д.И.Бойков, В.И.Бондарь, А.Н.Гамаюнова, Л.М.Шипицина); взаимодействии воспитания и адаптации в образовании (Г.М.Андреева, А.В.Беляев, В.Н.Гуров, В.Н.Горовая); проблемах реабилитации детей-инвалидов (Н.П.Вайзман, Ф.С.Возжаева и.т.д)

Весной 2010года в городе Кисловодске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья». Выступление П.А. Астахова (Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка) подтверждает, что в образовании СК видят эту проблему и реализуют новые подходы государственной политики в интересах детей - инвалидов.
 Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.
В основе трансформации системы специального образования, работы с детьми инвалидами, лежат, прежде всего, важнейшие правовые акты Организации Объединенных Наций (ООН) касающиеся прав человека:
- Декларация прав ребёнка (1959)
- Декларация ООН о правах инвалидов (1975)
- Конвенция о правах ребёнка (1989)
- Конвенция ООН оправах инвалидов (2006)
- Указ президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92.№1157
- Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 №12 ФЗ
- ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 №181 ФЗ, ст18
В совокупности эти международно-правовые акты, федеральные законы утверждают право каждого ребёнка на образование, и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков, будь то языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение и.т.д.
Ведь инвалидность, - не есть чисто медицинская проблема.
Инвалидность – это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,
социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не
позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в
жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам
людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Проблема интеграции больных детей в социуме, необходимость целенаправленной коррекционно-воспитательной работы с такими детьми, оказание помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, вот те причины, которые побудили организовать работу с детьми инвалидами на дому.
С сентября 2009 года в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №53 «Солнышко» г. Новоалександровска организовал работу с детьми инвалидами на дому. Возраст детей предшкольный 6-7 лет, основные причины не посещения детского сада: врожденные аномалии, генетические нарушения, сахарный диабет, психофизические нарушения, но все дети с сохранным интеллектом и в дальнейшем способны обучаться в общеобразовательных школах.
Воспитание и обучение детей – инвалидов на дому ведётся по индивидуальным программам разрабатываемых педагогами и утверждённых методическим советом учреждения, но в основе лежит общеобразовательная «Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста» под редакцией М.А. Васильевой. Основанием для организации работы с ребенком-инвалидом на дому является: заключение медико–психолого-педагогической комиссии, врачебной комиссии (справка МСЭ), индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида.
Родители (законные представители) для организации обучения детей-инвалидов на дому организуют рабочее место ребенку и педагогу, в соответствии с расписанием занятий готовят ребенка к занятию. 
Отрабатывая 3 модель предшкольной подготовки – обучение детей на дому в рамках краевой экспериментальной площадки мы поставили цель:
  реализовать права детей – инвалидов на получение своевременной, планомерной, квалифицированной, коррекционно-реабилитационной помощи по месту жительства.
И поставили следующие задачи:
- своевременное выявление детей с особенностями психофизического
развития, их ранняя диагностика;
- уточнение ранее установленного диагноза;
- выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых
условиях обучения, в соответствии со структурой дефекта и их познавательными возможностями;
 - осуществление коррекционной и реабилитационной работы;
 -организация учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими
нарушения развития;
 - прослеживание динамики развития ребенка с особыми потребностями
на протяжении дошкольного возраста;
 - координация и методическое руководство деятельностью
педагогов ведущих обучение на дому, по осуществлению мер, содействующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей с особенностями психофизического развития;
 - проведение консультативной работы среди педагогов, родителей
(лиц, которые их заменяют) по вопросам развития, обучения и
воспитания ребенка.
Диагностико-коррекционно-развивающая деятельность строиться на основе ряда принципов, ценностей и содержанием.
Основные ценности: концентрация внимания на личности ребенка, индивидуальный подход к его развитию.
Ведущие принципы: комплексности, систематичности сопровождения, онтогенетичности. 
Содержанием является: 
*психолого-педагогическая диагностика;
* дифференциация и индивидуализация обучения; индивидуальная коррекционная работа;
* личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе;
* коррекционные занятия;
*интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей педагогов, и родителей.
Для дошкольного образовательного учреждения очень важно правильно организовать помощь семье в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом. 
Наши наблюдения показывают, что «обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родители начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.
В этой связи, мы разработали систему мероприятий, таких как:
 информирование родителей о необходимости раннего начала обучения и необходимости их участия в этом процессе;
 нормализация жизни семьи, включение в процесс реабилитации всех членов семьи;
 помощь в освоении родителями «нормализованного» стиля поведения по отношению к ребенку.
Положительные результаты достигаются лишь тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения «особых» детей, т.е. когда общение переходить за пределы дома и двора – в него включаются семьи друзей и знакомых, а также посетители детских площадок, парков, магазинов, аптек, и т.д.
В помощь родителям педагоги дошкольного учреждения организовывают и проводят:
 родительские лектории; консультации; конференции в рамках работы консультативного пункта;
  - рекомендации «Я и мой Ребенок»;
  - периодическую информацию в виде буклетов, листовок;
Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что своевременная, планомерная, квалифицированная коррекционно-реабилитационная помощь детям – инвалидам на дому дает определенные положительные результаты. Работа с ними идет постепенно и очень медленно, требует дальнейшего продолжения. Мы видим, что при осуществлении третьей модели предшкольного образования ребёнка можно подготовить к школе и выровнять стартовые возможности, но для этого нужно иметь огромное желание помочь детям, терпение и сострадание.

Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (28.06.2011)
Просмотров: 4237 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Новоалександровск, 2011 год
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz