Делай, что можешь с тем, что имеешь, там где ты есть. Теодор Рузвельт.
Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования»; создания условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в Российской Федерации. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов. По данным статистики на 2010 год более половины детей, проживающих в РФ, имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Только 30% новорожденных детей могут быть признаны здоровыми. В России сегодня живет 587 тыс. детей-инвалидов. В Ставропольском крае проживают около 15 тысяч или 1,5% детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них около 9 тысяч детей-инвалидов. В помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2009 году Правительством Ставропольского края принято постановление Правительства Ставропольского края "О Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и расчета размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели" и утвержден "План мероприятий по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющими уход за детьми-инвалидами, а также обучения этих лиц методам реабилитации на 2009-2010 годы". Вопросами исследования самореализации личности, проблемами реабилитации детей инвалидов на дому занимаются учёные и практики российского сообщества. Теоретическая основа исследования базируется на концепциях развития самореализации личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский); социально-психологической адаптации детей-инвалидов (В.М.Астахов, М.М.Айшервуд, Г.М.Андреева, Е.М.Бакулина, Г.А.Балл, Ф.Б.Березин); психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов (Н.А.Барышникова, С.И.Блохина, Д.И.Бойков, В.И.Бондарь, А.Н.Гамаюнова, Л.М.Шипицина); взаимодействии воспитания и адаптации в образовании (Г.М.Андреева, А.В.Беляев, В.Н.Гуров, В.Н.Горовая); проблемах реабилитации детей-инвалидов (Н.П.Вайзман, Ф.С.Возжаева и.т.д)
Весной 2010года в городе Кисловодске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья». Выступление П.А. Астахова (Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка) подтверждает, что в образовании СК видят эту проблему и реализуют новые подходы государственной политики в интересах детей - инвалидов. Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса. В основе трансформации системы специального образования, работы с детьми инвалидами, лежат, прежде всего, важнейшие правовые акты Организации Объединенных Наций (ООН) касающиеся прав человека: - Декларация прав ребёнка (1959) - Декларация ООН о правах инвалидов (1975) - Конвенция о правах ребёнка (1989) - Конвенция ООН оправах инвалидов (2006) - Указ президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92.№1157 - Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 №12 ФЗ - ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 №181 ФЗ, ст18 В совокупности эти международно-правовые акты, федеральные законы утверждают право каждого ребёнка на образование, и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков, будь то языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение и.т.д. Ведь инвалидность, - не есть чисто медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Проблема интеграции больных детей в социуме, необходимость целенаправленной коррекционно-воспитательной работы с такими детьми, оказание помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, вот те причины, которые побудили организовать работу с детьми инвалидами на дому. С сентября 2009 года в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №53 «Солнышко» г. Новоалександровска организовал работу с детьми инвалидами на дому. Возраст детей предшкольный 6-7 лет, основные причины не посещения детского сада: врожденные аномалии, генетические нарушения, сахарный диабет, психофизические нарушения, но все дети с сохранным интеллектом и в дальнейшем способны обучаться в общеобразовательных школах. Воспитание и обучение детей – инвалидов на дому ведётся по индивидуальным программам разрабатываемых педагогами и утверждённых методическим советом учреждения, но в основе лежит общеобразовательная «Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста» под редакцией М.А. Васильевой. Основанием для организации работы с ребенком-инвалидом на дому является: заключение медико–психолого-педагогической комиссии, врачебной комиссии (справка МСЭ), индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида. Родители (законные представители) для организации обучения детей-инвалидов на дому организуют рабочее место ребенку и педагогу, в соответствии с расписанием занятий готовят ребенка к занятию. Отрабатывая 3 модель предшкольной подготовки – обучение детей на дому в рамках краевой экспериментальной площадки мы поставили цель: реализовать права детей – инвалидов на получение своевременной, планомерной, квалифицированной, коррекционно-реабилитационной помощи по месту жительства. И поставили следующие задачи: - своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития, их ранняя диагностика; - уточнение ранее установленного диагноза; - выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой дефекта и их познавательными возможностями; - осуществление коррекционной и реабилитационной работы; -организация учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения развития; - прослеживание динамики развития ребенка с особыми потребностями на протяжении дошкольного возраста; - координация и методическое руководство деятельностью педагогов ведущих обучение на дому, по осуществлению мер, содействующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей с особенностями психофизического развития; - проведение консультативной работы среди педагогов, родителей (лиц, которые их заменяют) по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка. Диагностико-коррекционно-развивающая деятельность строиться на основе ряда принципов, ценностей и содержанием. Основные ценности: концентрация внимания на личности ребенка, индивидуальный подход к его развитию. Ведущие принципы: комплексности, систематичности сопровождения, онтогенетичности. Содержанием является: *психолого-педагогическая диагностика; * дифференциация и индивидуализация обучения; индивидуальная коррекционная работа; * личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе; * коррекционные занятия; *интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей педагогов, и родителей. Для дошкольного образовательного учреждения очень важно правильно организовать помощь семье в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом. Наши наблюдения показывают, что «обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родители начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми. В этой связи, мы разработали систему мероприятий, таких как: информирование родителей о необходимости раннего начала обучения и необходимости их участия в этом процессе; нормализация жизни семьи, включение в процесс реабилитации всех членов семьи; помощь в освоении родителями «нормализованного» стиля поведения по отношению к ребенку. Положительные результаты достигаются лишь тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения «особых» детей, т.е. когда общение переходить за пределы дома и двора – в него включаются семьи друзей и знакомых, а также посетители детских площадок, парков, магазинов, аптек, и т.д. В помощь родителям педагоги дошкольного учреждения организовывают и проводят: родительские лектории; консультации; конференции в рамках работы консультативного пункта; - рекомендации «Я и мой Ребенок»; - периодическую информацию в виде буклетов, листовок; Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что своевременная, планомерная, квалифицированная коррекционно-реабилитационная помощь детям – инвалидам на дому дает определенные положительные результаты. Работа с ними идет постепенно и очень медленно, требует дальнейшего продолжения. Мы видим, что при осуществлении третьей модели предшкольного образования ребёнка можно подготовить к школе и выровнять стартовые возможности, но для этого нужно иметь огромное желание помочь детям, терпение и сострадание.
|