Главная | RSSВторник, 14.05.2024, 02:13

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида №53 "Солнышко"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 168
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста

Одним из приоритетных направлений работы детского сада №53 «Солнышко» является оздоровление воспитанников. В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Уровень заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы в целом неуклонно растёт. Причина кроется в гиподинамии ребёнка, недостатке двигательной активности. Не утешают результаты состояния здоровья  детей, поступающих в  детский сад.

Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности «как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека».

Одним из возможных подходов к повышению эффективности процесса физического воспитания в ДОУ является применение известных и положительно зарекомендовавших себя средств, например, различных видов гимнастики, на основе теоретико-методологических положений развития кинезиологического потенциала в онтогенезе человека и концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания. Как указывает В.К.Бальсевич, интеграция избранных элементов спортивной тренировки в физическое воспитание имеет достаточно глубокий методологический смысл, поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей.

По мнению П.Ф. Лесгафта, основные элементы развивают "кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научается владеть и руководствоваться при всех своих действиях".

А. Луначарский говорил, что базой для всего остального в жизни является физическое образование. Мы никогда не сможем получить здорового поколения, если не введем правильно физкультуру и спорт в процесс развития ребенка. Чем раньше дети будут приобщаться   к занятиям гимнастикой, тем, естественно, лучше.

 Наряду с традиционными  формами  физкультурно-оздоровительной работы такими, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке, совместные с родителями досуги, развлечения, дни здоровья, спортивные праздники, в детском саду широко используются вариативные формы и методы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

 

Одним  из  таких  методов  работы  с  детьми   является художественная гимнастика.

Красота и грация – два слова, которыми можно описать детскую художественную гимнастику. Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в 7 веке до нашей эры и до  сих пор  живет и процветает этот красивый и удивительный вид спорта.   

Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо – физиологическим и психологическим особенностям женского организма.    Детская гимнастика, по мнению врачей, для развивающегося организма очень полезна. Особенно благотворное влияние она оказывает на сердечно - сосудистую, дыхательную и вегетативную систему организма. Кроме того, детская гимнастика способна укрепить иммунитет, повысить работоспособность и выносливость организма.

Изучив большое количество литературы, результаты  мониторинга физического  развития детей дополнением к разделу физического воспитания в детском саду  была выбрана  программа "Старт",   разработанная Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной.

 Целью программы является совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях.

В   основу   работы    заложена динамика развития двигательно-игровых навыков у детей 3— 7лет:

·        основные движения (ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, ползание, лазанье);

·        упражнения на спортивных снарядах (гимнастической стенке, турнике, канате-шесте, кольцах, веревочной лестнице,  школьном козле, гимнастической скамейке, буме, батутах, горизонтальной и наклонной лесенках);

·        зимние спортивные упражнения (катание на санках с ледяных горок и на дорожках и др.);

·        летние спортивные упражнения (катание на самокате, велосипеде);

·        корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на индивидуальных массажерах и тренажерах, упражнения на гимнастической стенке с эспандером и жгутом, подражательные движения в ползании, ходьбе, прыжках и беге, релаксация и точечный массаж;

·        акробатические упражнения, перекаты, группировки и кувырки;

·        развивающие игры с физкультурными пособиями: кеглями, мячами, палками, летающими тарелками, обручами и др.;

·        подвижные и малоподвижные игры, хороводы без использования предметов;

·        игровые упражнения с элементами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, большой теннис, городки.

 

Применение элементов художественной гимнастики в соответствии с образовательными задачами программы «Старт» оказывает наиболее положительное влияние на физическое развитие воспитанников, прежде всего, на  повышение адаптации организма к физическим нагрузкам, улучшение гибкости, растянутости мышц, повышение координации движений, увеличение времени выполнения равновесия, улучшение осанки. Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разной скоростью и различным напряжением мышц.

При проведении разных форм организации двигательной деятельности  мы используем доступные элементы художественного движения :

1.     элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);

2.     упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);

3.     упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);

4.     упражнения с элементами хореографии и танца;

5.     упражнения на согласованность движений с музыкой;

6.     ритмические упражнения;

7.     упражнения на релаксацию;

8.               элементы акробатических упражнений.

Именно художественная гимнастика создает условия, которые направлены на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, формирует чувства прекрасного, содействует гармоничному пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях.

Прежде чем приступить к внедрению художественной гимнастики и использованию её элементов   в  образовательном процессе, был приобретен спортивный инвентарь (скакалки, обручи, мячи,  ленты), который в этом году был пополнен.       

Для воспитателей были организованы консультации, мастер - классы, цикл занятий «Использование элементов художественной гимнастики в двигательной активности воспитанников»; подготовлена картотека подвижных игр, направленных на развитие двигательных качеств, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости; разработан ряд физкультурных досугов с использованием элементов художественной гимнастики для дошкольников.

Применение методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания в условиях ДОУ способствует положительной динамике показателей, характеризующих состояние здоровья и физического развития детей 4-7 лет, что выражено в следующем: снижении простудной заболеваемости (с 60 до 32% у детей 5-6 лет и с 72 до 45% у детей 4-5 лет); повышении функциональных возможностей детского организма, что характеризуется достоверным снижением показателей частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое, свидетельствующем об экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшении функционального состояния опорно-двигательного аппарата, что подтверждается снижением числа детей с нарушениями осанки (с 65 до 40% у детей 5-6 лет и с 60 до 35% у детей 4-5 лет) и деформацией стоп (с 60 до 30% у детей 5-6 лет и с 60 до 35% у детей 4-5 лет).

Использование методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает позитивную динамику показателей их физической подготовленности, что заключается в следующем:

·                   достоверном улучшении результатов во всех двигательных тестах и превосходстве детей, посещающих кружок спортивной гимнастики, по сравнению с детьми контрольных групп;

·                   улучшении качества освоения двигательных умений, что характеризуется более выраженным снижением числа детей с низким уровнем (от 50 до 5%) и увеличением числа детей со средним (от 45 до 70%) и высоким уровнем (от 0 до 35%).

Создание в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов, оказывает позитивное влияние на динамику показателей психического развития детей, что характеризуется:

·                   - улучшением свойств внимания (показатель концентрации внимания у детей 5-6 лет увеличился с 4,8 до 8,7 баллов, у детей 4-5 лет -с 1,6 до 8,6 баллов; показатель устойчивости внимания у детей 5-6 лет увеличился с 0,5 до 0,8 баллов, у детей 4-5 лет с — 0,4 до 0,7 баллов) у детей, посещающих кружок спортивной гимнастики,  по сравнению с детьми контрольных групп;

·                   - повышением уровня развития творческого воображения (у детей 4-5 лет показатель развития творческого воображения увеличился с 5,2 до 7,7 баллов);

·                   - повышением самооценки у детей, посещающих кружок спортивной гимнастики, (у детей 5-6 лет с 5,2 до 5,8 баллов; у детей 4-5 лет с 5,4 до 6,2 баллов) на фоне снижения самооценки у детей контрольных групп.

В результате проводимых работ  воспитанники показывают высокие результаты на спортивных и хореографических соревнованиях, фестивалях. По окончанию детского сада некоторые воспитанники продолжают заниматься в детско- юношеской спортивной школе.  Анкетирование родителей по удовлетворенности деятельностью   кружка «Спортивная гимнастика»  показало, что 100% - полностью удовлетворены.

Результатом эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка считаем, то, что дети каждый день с радостью идут в детский сад.

 

Список литературы:

1.                Артамонова Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград: ВГАФК, 1996.

2.                Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — СПб.: СПбГАФК, 1998.

3.                Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие / Под ред. Е.Б.Мякинченко, М.П.Шестакова. — М.: СпортАкадем-Пресс, 2002.

4.                Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.

5.                Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

6.                Барышникова Т.К. Азбука хореографии: Методические указания. -М.: Ральф, 1999.

7.                Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — СПб: СПбГАФК, 2000.

8.                Казакова М.С. Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М.: РГАФК, 2002.

9.                Менхин Ю.В., Менхин A.B. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

10.            Погребная Е.А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физического воспитания детей 5-6 лет: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар: Кубанская ГАФК, 2003.

11.            Цаплева Т.Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3-7 лет методами художественной гимнастики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 2001.

12.            Яковлева JI.B., Юдина P.A. Работаем по программе "Старт" // Дошкольное воспитание.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Солнышко (04.03.2014)
Просмотров: 3010 | Комментарии: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 VincentFails  
0
http://xn--80acca1adbjde2ambgbqkfjeftj3s.xn--p1ai - купить справку в бассейн

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Новоалександровск, 2011 год
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz