Psychologic- pedagogical accompaniment under schools children of inclusive education.
Markova G., teacher-psychologist, MPOI n/s № 53 « Sun»
Abstract: the psychologic- pedagogical conditions have a paramount meaning during inculcation of standart under school education . The article describes the main problems of children with hard speech disorders, it taken the ways of correction under conditions sensory s room ( it is an exceptional possibility for children and adults to get necessary psychological help )
Keywords: inclusive education, hard speech problems, psychologic- pedagogical help , a sensory room .
О развитии личности ребенка мы судим по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики и которые проявляются во всех видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно – ориентированной (классификация М.С. Когана). Дети с тяжелыми нарушениями речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет, по словам Л.С. Выготского, обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Дефект, естественно, нарушает нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру. Важнейшее и решающее условие культурного развития, а именно, умение пользоваться психическими орудиями, у таких детей сохранено, поэтому их культурное развитие может пойти иным путем, но оно принципиально возможно.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования. И создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что они соответствуют миссии нашей дошкольной организации. В Муниципальном дошкольном образовательном детском саду комбинированного вида № 53 «Солнышко» создана и развивается модель инклюзивного образования, включающая целую систему служб, таких как коррекционные группы, Консультативный пункт, Лекотека, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей от 0 до 7 лет.
Вся жизнь детского сада строится по принципу командной работы, обеспечивающей сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей, когда ребенок становится равным партнером взрослого. Важным условием работы является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален. Мы столкнулись с тем, что потребность в инклюзивном образовании в современном обществе возрастает с каждым днем. Растёт количество детей с тяжёлыми речевыми проблемами. В нашем дошкольном учреждении функционируют коррекционные группы общего недоразвития речи для детей 5-7 лет. Однако воспитанники до 5 лет с имеющимися тяжёлыми речевыми проблемами посещают группы общей направленности. Здесь главным направлением в деятельности становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». Ведь развитие ребенка с проблемами в речи должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В этом случае наш педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые были бы интересны и доступны каждому из участников группы. В этой связи педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Вся работа с воспитанниками строится исходя из запроса родителей и интересов ребенка. Основной принцип – «Счастливые родители – счастливые дети». Психолого – педагогическая помощь ребенку сконцентрирована на действительных источниках, порождающих отклонения в развитии конкретного ребенка. Дошкольный возраст не ограничивается задачами подготовки ребенка к школе, а является самоценным периодом жизни ребенка как личности. Задачи интеллектуального развития не должны заслонять собой эмоциональный комфорт ребенка, его физическое и психологическое здоровье.
Психолого - педагогическая помощь направлена на увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности. Так инклюзивные группы детского сада одновременно посещают дети из разных социальных групп и слоёв населения, и для решения этих задач психологом разработаны и успешно применяются специальные циклы занятий по игротерапии, арттерапии, музыкотерапии. Особенно важно вовремя заметить эмоциональное неблагополучие ребенка в коллективе сверстников, оценить уровень его тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.
Все эти наблюдения служат одной цели – найти эффективные способы, чтобы помочь ребенку справиться со своими проблемами, разрешить какие – то внутренние конфликты. На решение этих задач направлена индивидуальная работа психолога с детьми с особыми возможностями здоровья. Наша дошкольная организация, как базовое учреждение Федеральной стажировочной площадки, одной из первых осуществила переход на внедрение стандарта дошкольного образования, в котором первостепенное значение отводится психолого-педагогическим условиям. Для успешной психолого-педагогической работы в нашей дошкольной организации имеется материально-техническая база. Сенсорная комната это уникальная возможность для детей и взрослых получать необходимую психологическую помощь, возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, проводить профилактику и коррекцию имеющихся у ребёнка нарушений. Система занятий в сенсорной комнате способствует гармоничному развитию современного ребёнка, позволяет найти баласт между игрой и обучением. Созданные условия в ней используются как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. Занятия в темной сенсорной комнате показывают, какой мощный лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Опыт работы в сенсорной комнате и использование её возможностей, побудил нас к необходимости оказания на базе детского сада психолого – педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Таким образом, мы предоставляем всем нуждающимся детям, коррекционную и профилактическую помощь в образовательной услуге «Лекотека», а так же это работа объединила детей 4-летнего возраста с психомоторной и речевой задержкой развития. Где психолого - педагогическая помощь осуществляется с учетом индивидуальных маршрутов сопровождения через ведущий вид деятельности ребенка (игра). За трёх летний период работы Лекотека имеет авторитет среди родителей. Конечно, самую существенную роль в становлении самосознания ребенка играет его семья. Оценка поведения со стороны родителей и близких – один из важнейших источников чувств малыша и притязание на признание – одна из самых значимых человеческих потребностей, влияющих на развитие личности в целом. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить, возникшие вопросы и проблемы. Таким образом еще одним важнейшим направлением психолого – педагогической работы в детском саду является работа психолога с родителями, оказание им помощи в воспитании и коррекции ребенка, в нормализации родительско - детских отношений. Имеющийся опыт работы показывает, что дети, посещающие детский сад, способны к дальнейшему успешному включению в общество.
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Только в инклюзивной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники в инклюзивной среде c большой степенью вероятности, вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах. Семьи с особым ребёнком перестают быть изолированной социальной группой, они больше не стоят перед выбором – отдать ребенка в закрытое специальное учреждение, фактически отказавшись от него, или постоянно находиться с ним, отказавшись от социальной жизни.
Литература:
1.Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 3, 2002.
2.Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 3, 2005.
3.Лёгких Н.П. Лекотека. Особенности организации и функционирования. Краснодар: Просвещение- Юг, 2012г.-140с.
4.Романова Н.Е. Содержание работы в Лекотеке.-Краснодар: Просвещение – Юг, 2012 – 114с.
5.Шипицина Л.М. Психологические проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Кисловодск, 21-23 апреля 2010 г.) Ставрополь, 2010. С69-71.
6.Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения. // Дефектология - № 4, 2003. |