В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное
образование». О детях с ограниченными возможностями и здоровьем мы часто
говорим «Особые дети» или дети с особенностями.
В «Конвекции о правах ребенка» сказано, что все дети равны и имеют
одинаковые равные права на развитие, получение полноценного образования. В
рамках реализации федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования стоит задача «создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными
возможностями, здоровье и их социализацию».
Л.С.Выготский еще в 30-ые гг. 20 века обосновал идею инклюзивного
обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее
образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных
последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной
практики социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Опыт работы с детьми с особыми педагогическими потребностями в
традиционном детском саду комбинированного вида №53 г. Новоалександровска начался с августа 2010 года, когда была
открыта группа для детей с ограниченными возможностями развития: дети с задержкой психического и речевого развития,
ребенок с синдромом Дауна.
Цель создания группы: оказание коррекционно-развивающей и
социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста, имеющим
интеллектуальные нарушения.
Коррекционно-развивающая
работа строится согласно индивидуальным
и перспективным планам по разделам программы обучения и воспитания дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью.
Основная
задача учебно-воспитательной работы – коррекция, компенсация и предупреждение
вторичных отклонений к развитию и подготовке детей к обучению в общеобразовательной
школе и школах седьмого вида с учетом возможностей каждого воспитанника.
В
ходе педагогического исследования
результатов работы стало очевидным, что существует потребность не только оказании ранней коррекционной помощи детям с
особенными педагогическими потребностями, не только учитывать необходимость в
их социализации и сообщества сверстников в социуме в целом.
Важнейшим условием эффективной интеграции
является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения,
включающей помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения
и коррекции такую важную составляющую
как работа со средой, социальным окружением, в которое интегрируется ребенок.
Осуществление
инновационной деятельности в рамках «Особый ребенок» стала новым этапом в
развитии дошкольного учреждения. Этот проект представляет собой инновационную
модель развития гражданского образования и воспитания для детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья и ставит задачу: предоставление
ранней помощи детям 3-х лет -
коррекционно-развивающей и социально-педагогической помощи детям с
интеллектуальными нарушениями, используя возможность их общения с нормально
развивающимися сверстниками.
У
всех поступивших детей отмечается отклонение в анализе и синтезе поступающей
информации. Отсутствие познавательного процесса, стойкое нарушение
интеллектуального и психического развития. Таким детям необходима не только
педагогическая, но и реабилитационная помощь.
Для
успешного построения воспитательно-образовательного процесса создана
образовательная программа нашего дошкольного учреждения, которая
предусматривает индивидуальные и коллективные формы работы с детьми, которые
отражаются в перспективном, календарно-тематическом и индивидуальном
планировании с учетом деятельности всех участников педагогического процесса.
Реализация каждой образовательной области осуществляется через преемственность
воспитательно-коррекционной группы и общеразвивающей группы
педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем,
руководителем физического воспитания.
На
начальном этапе коррекции работа проходит в индивидуальной форме.
Осуществляя гибкий подход к каждому ребенку,
процесс интеграции идет от частичной инклюзии, которая предполагает включение
ребенка в режим половины дня или неполной недели, например, когда он находится
в группе сверстников, участвует в занятиях, например, по изобразительной
деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми, но часть
индивидуального материала осваивает в ходе индивидуальной работы до варианта
полной инклюзии, посещения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
возрастной группы в режим неполного дня в группе того возраста, уровень
развития которых соответствует уровню развития ребенка.
Эффективно
использование совместной трудовой, игровой и художественно-эстетической
деятельности. Дети выступают в тесном
взаимодействии в процессе ухода за растениями, аквариума, при подготовке
различных концертов и развлечений. Процесс интеграции возможен благодаря
преемственности методов и технологий, применяющихся в группах.
Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, элементы
поведенческого подхода, здоровьесберегающие технологии, упражнения по развитию
общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, тактильной
чувствительности, использование специальных моментов, предотвращающих
нервно-психологическую нагрузку детей, использование пооперационных карт для лучшего
освоения алгоритма действий, элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии.
В группе доступна мультиразвивающая среда, которая способствует развитию детей.
Коррекция психо-эмоционального состояния осуществляется в кабинете психолога.
Вариативно-методическая база обучения и воспитания позволила использовать
педагогам авторские разработки программ дополнительного образования. И вот на
этой группе – группе с особыми детьми в рамках кружковой работы по
нетрадиционным техникам изодеятельности «Палитра» начинали с того, что брали в
руки их пальчики, ладошки и вместе с ними пытались изобразить что-то
нетрадиционными способами. Музыкальное воспитание «Малыш, ты можешь все»,
психолого-педагогическая коррекция «Радуга эмоций».
Не секрет, что родители не очень
хотят, чтобы их дети общались с такими детьми. Семья как неотъемлемая часть
межсекторного партнерства входит в структуру психолого-педагогического
сопровождения, в основе которого лежат семейное конструирование, семейно
ориентированная психотерапия, детско-родительские группы. Родители становятся
активными участниками и партнерами на каждом этапе педагогического процесса.
Надо сказать, что родители с охотой включаются в работу, потому что большей
частью они все сидели дома. Их ребятишек никто никуда не брал и никто не мог
оказать им какую-то помощь. Теперь у них есть возможность не только общения с
педагогом, но и общение друг с другом. Они видят, какое у детей развитие, какие
результаты они достигают, поэтому с удовольствием принимают участие и в семейных
праздниках, и в родительских собраниях.
Наши
успехи:
- Наличие у детей
с особенностями развития желания посещать детский сад;
- Принятие детским
коллективом детей с особенностями развития;
- Дети привыкают к
обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. А
мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как
взаимодействие равных партнеров. |