Инклюзивное образование как фактор педагогической реабилитации дошкольников.
Пересадина А.В., воспитатель МДОУ д/с №53 «Солнышко»
Аннотация: в статье представлен опыт работы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в традиционном детском саду комбинированного вида.
Ключевые слова: интеграция, лицо с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация.
Inclusive education as factor of pedagogical reabilitation
pre-school children.
Peresadina A.V. nursery teacher MDOU 53 «Solnyshko»
Annotation : Experimental work with disabled children in traditional nursery school 53 « Solnyshko» Novoaleksandrovsk Stavropol Region
Key words : integration ,disabled person , reabilitation
Реализация инклюзивного образования зависит от эффективности коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в раннем и дошкольном возрасте, от возможности осуществления их интегрированного воспитания и обучения. Как пишет З. И. Лаврентьева, система образования располагает большими возможностями для социально психологической реабилитации учащихся с ОВЗ. При этом автор отказывается от узкого понимания реабилитации как процесса восстановления трудовых, бытовых, образовательных, социальных и других деятельностных навыков, придерживаясь ценностное смыслового понятия реабилитации. При таком понимании педагогическая реабилитация должна быть направлена на внутреннее преобразование дошкольника, ведущее к пробуждению и раскрытию способностей с целью максимально полной реализации индивидуума как личности.
Именно поэтому, чем раньше начать работу по воспитанию гуманности, толерантности у дошкольников, тем проще и естественнее происходит данный процесс. В 2010 г. на базе детского сада была открыта региональная экспериментальная площадка. Осуществление инновационной деятельности в рамках «Особый ребенок» стала новым этапом в развитии дошкольного учреждения. Этот проект представляет собой инновационную модель развития гражданского образования и воспитания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и ставит задачу: предоставление ранней помощи детям 3-х лет коррекционно-развивающей и социально-педагогической помощи детям с интеллектуальными нарушениями, используя возможность их общения с нормально развивающимися сверстниками, а также с детьми разного возраста со схожими проблемами, оказание помощи родителям в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями, нарушениями интеллектуального развития и системы психической деятельности. У всех поступивших детей отмечается отклонение в анализе и синтезе поступающей информации. Отсутствие познавательного процесса, стойкое нарушение интеллектуального и психического развития. Таким детям необходима не только педагогическая, но и реабилитационная помощь. Для успешного построения воспитательно-образовательного процесса создана творческая группа педагогов, в которую вошли воспитатели коррекционной группы, общеразвивающих групп, педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель и другие узкие специалисты детского сада разработала программ нашего дошкольного учреждения, которая предусматривает индивидуальные и коллективные формы работы с детьми, которые отражаются в перспективном, календарно-тематическом и индивидуальном планировании с учетом деятельности всех участников педагогического процесса.
Осуществляя гибкий подход к каждому ребенку, процесс интеграции идет от частичной инклюзии, которая предполагает включение ребенка в режим половины дня или неполной недели, например, когда он находится в группе сверстников, участвует в занятиях, например, по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми, но часть индивидуального материала осваивает в ходе индивидуальной работы до варианта полной инклюзии, посещения ребенка с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режим неполного дня в группе того возраста, уровень развития которых соответствует уровню развития ребенка. То есть, если ребенку 7 лет, но уровень развития у него трехлетний, то мы стараемся погрузить в инклюзивном режиме в группу трехлеток. При таком подходе ребенок присутствует на всех занятиях совместно с другими детьми. При этом выбираются задания разного уровня сложности и дополнительные игры и упражнения. Такая форма интеграции позволяет дозировать пребывание детей с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся дошкольников в зависимости от ситуации, настроения, эмоционального состояния каждого ребенка. В то же время нормально развивающиеся дети дошкольного возраста получают возможность общения и взаимодействия с необычными детьми, а значит, учатся их адекватно воспринимать, оказывать им посильную помощь. Эффективное использование совместной трудовой, игровой и художественно-эстетической деятельности. Дети выступают в тесном взаимодействии в процессе подготовке различных концертов и развлечений. Процесс интеграции возможен благодаря преемственности методов и технологий, применяющихся в группах. Усилия педагогов направлены на то, чтобы научить детей воспринимать и оценивать себя как личность, т.е. осознавать собственные способности, качества характера, слабости, потребности, границы своих возможностей, научить осознавать и выражать собственные чувства и желания; на то, чтобы развивать положительную Я=концепцию, а также сформировать у детей умения
• воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему;
• видеть свое место в группе, считать себя ее членом и испытывать чувство общности;
• конструктивно реагировать на разочарования и неудачи;
• принимать решения, предполагающие возможность заключения компромисса;
• ориентироваться и соблюдать правила совместной жизни, иногда за счет ущемления собственных интересов;
• различать негативные и положительные пути решения конфликта, уметь использовать последние;
• видеть других детей и уметь сотрудничать с ними;
• понимать, что такое предрассудки, и подвергать их сомнению.
Это способствует достижению ребенком равного или близкого к возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Так же создать условия для обеспечения родителей (законных представителей) своевременной консультативной поддержкой и для подготовки общества к принятию ребенка с ограниченными возможностями.
Построение инклюзивного общества и обеспечение образования для всех — важный шаг в развитии России и каждой отдельно взятой личности. Введение в терминологию четкого политкорректного определения «человек, способный сделать выбор» ставит детей, имеющих «инвалидность», но обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, в положение «равный среди равных».
Литература:
1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого -педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва 14—16 ноября 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно практической конференции. М.: МГППУ, 2010. 266 с.
2. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.
3. Лаврентьева З. И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: Новосибирск, 2009. |